Важнейшая часть экосистемы - журналистика инноваций

Роман Косячков: Журналистика инноваций — важнейшая часть экосистемы!

Роман Косячков, руководитель службы по связям с общественностью Российской венчурной компании, в интервью UNOVA поделился своим мнением о том, насколько хорошо отечественные СМИ освещают инновационную тематику, достаточно ли событий и фактов предоставляет технологический рынок журналистам, какими знаниями они должны обладать и где их можно получить.

Какую роль, по вашему мнению, играют конкретные журналисты и журналистское сообщество в целом в развитии инноваций?

Инновационное развитие и модернизация экономики — актуальная тема, к которой в последние годы было привлечено заметное внимание со стороны общественности, государства, бизнеса и СМИ. При этом роль средств массовой информации и конкретных журналистов в популяризации инновационной деятельности и технологического предпринимательства невозможно переоценить. Без профессиональной журналистики практически невозможно донести до общества необходимые сигналы от государства, сообщить основные направления развития российской экономики, ее модернизации и перевода на инновационный путь развития, обеспечить общественную поддержку всем инновационным процессам и, что, наверное, самое главное — наладить эффективную «обратную связь».

Одна из программ РВК называется «Продвижение инновационной деятельности». С какими трудностями вы сталкиваетесь при ее реализации? Что препятствует продвижению инновационной деятельности?

Существующее сегодня в нашей стране «информационное поле» (прошу простить за этот не слишком удачный термин, но объединить одним словом СМИ, интернет, социальные медиа и т.д. можно только так) в целом не очень охотно и, главное — не очень умело исполняет роль среды обмена информацией между участниками инновационного процесса и, соответственно, недостаточно эффективно помогает в продвижении инновационной деятельности.

Причины просты до банальности: во-первых, ввиду относительной молодости отрасли — малость масштабов российских технологических бизнесов по сравнению с бизнесами из традиционных отраслей (сделки на миллионы рублей мало интересуют деловые и общественно-политические СМИ, когда есть возможность рассказывать о миллиардных), во-вторых, нечеткое понимание СМИ существующих на глобальном рынке трендов на инновационное развитие, и, наконец, в третьих — невысокая квалификация части журналистов, не позволяющая им разобраться в сути и возможных перспективах того или иного инновационного проекта. Мы прикладываем довольно много усилий, чтобы поправить ситуацию, стараемся эти проблемы решать.

Как вы оцениваете журналистику в инновационно-венчурной тематике?

Еще несколько лет назад наблюдалось большое число отличных журналистских работ в области политики и экономики, но — исчезающе малое число материалов с пониманием специфики технологического предпринимательства и венчурного бизнеса. С той поры многое изменилось, прежде всего — количественно. Для иллюстрации могу назвать конкретные цифры: если в начале 2010 года на темы инновационно-технологического предпринимательства, венчурного бизнеса, научных исследований с потенциалом коммерциализации и смежные темы выходило в российских СМИ около 300 публикаций в месяц, то к концу 2011 года это число утроилось и составило 900–1000 штук. Прогресс, как говорится, налицо.

На самом деле можно было бы считать, что таких материалов выходит даже втрое больше названной цифры, однако слово «инновации» в двух третях случаев применяется в журналистских работах не к месту — просто как модный штамп. Но надо признать, что до сих пор качество инновационной журналистики оставляет желать лучшего. Именно поэтому еще осенью 2010 года Российская венчурная компания решила провести всероссийский конкурс для представителей СМИ «Инновации в России глазами журналистов». Его цель — стимулировать и поощрить журналистов и СМИ, работающих в инновационной тематике; повысить качество журналистских работ; и, разумеется, привлечь внимание широкой общественности к технологическому предпринимательству и инновационному процессу в целом.

Сколько СМИ и журналистов освещают и разбираются в этой теме?

Количество СМИ, регулярно пишущих в нашей стране на инновационную тематику, довольно велико. Однако в основном они освещают события самого верхнего, политического уровня. И делают это в большинстве случаев хорошо. Если же спуститься на ступеньку ниже, в практическую экономику, в дела и заботы реального технологического бизнеса, то в изданиях федерального масштаба и в интернете специализируются на этой теме всего 30–40 журналистов. И мы понимаем, что работать им не просто.

Ведь если посмотреть на финансовые средства — прямые и венчурные инвестиции, гранты, кредиты коммерческих банков и т.д. — направляемые в российские инновационно-технологические бизнесы, то их объем, несмотря на заметный рост в последние годы, все еще невелик относительно соответствующих показателей в развитых секторах экономики. И тут сразу же возникает упомянутая выше проблема масштабов. Журналист интересуется темой, приносит главному редактору делового или общественно-политического издания материал, где фигурируют «единицы миллионов рублей», или «десятки миллионов рублей», и получает отказ. Позиция главного редактора довольно понятна: «Зачем нам об этом писать, если на рынке еженедельно происходят сделки, где цена вопроса — миллиарды?» На этом все и заканчивается. Связано это с тем, что большинство изданий — все-таки очень широкого профиля. То есть «заточенных» непосредственно под освещение инновационного процесса изданий не много, лично я знаю таких всего несколько. И понятна важность того, чтобы редакции соответствующих изданий правильно понимали тренды. Что имеется в виду: те издания, допустим, за рубежом, которые в свое время написали о Google или Facebook, когда те были совсем маленькими стартапами, все они эти тренды понимали. Они были самыми первыми СМИ, которые показали широкой публике новые бизнесы и, наверное, в чем-то способствовали их дальнейшему развитию.

Во многих деловых и общественно-политических СМИ четкого понимания трендов, на самом деле, пока еще нет. Но ситуация постепенно меняется к лучшему, в немалой степени, кстати, благодаря деятельности государственных органов управления и институтов развития.

Работа журналиста заключается в том, что он как можно интересней, увлекательней, познавательней преподносит читателям реальные события и факты. Достаточно ли событий и фактов предоставляет журналистам рынок?

К сожалению, совершенно недостаточно. Закрытость и непрозрачность российского бизнеса не обошли стороной и его инновационно-технологический сектор. Зачастую не только какие-то параметры сделок, но даже сам факт их проведения остаются неизвестными, не появляется в «информационном поле». Кстати, это существенно мешает развитию и самого технологического бизнеса. В рамках одной из программ «Направлений работы РВК на 2011-2013 годы» мы пытаемся решить и эту проблему, повысить прозрачность и открытость российского технологического рынка.

Необходимы ли журналистам, которые освещают инновационную тематику, какие-то специальные знания и навыки? Если да, то какие?

Да, безусловно, необходимы. Журналист должен разбираться в основах экономики и права (особенно в части защиты интеллектуальной собственности), обладать эрудицией в вопросах венчурного и прямого инвестирования, кредитования бизнеса, знать основные направления инновационного развития, принципы международного сотрудничества, основы ведения технологического предпринимательства и многое другое. И, конечно, журналист должен быть готов глубоко разобраться в конкретном инновационном проекте, чтобы, с одной стороны, суметь разглядеть его потенциал, а с другой — не допустить ошибок и искажений.

И где журналисту овладеть этими знаниями?

Вариантов довольно много. Можно принять участие в образовательных мероприятиях для журналистов, работающих в инновационной тематике, которые проводятся, в том числе, при поддержке Российской венчурной компании. Далее, в ноябре 2011 года мы запустили уже второй всероссийский конкурс «Инновации в России глазами журналистов — 2012». На примере успешных работ участников конкурса можно очень многому научиться.

Хотел бы обратить также внимание на свежую брошюру, выпущенную Российской венчурной компанией в партнерстве с «Бизнес-журналом». Называется она «Венчурные инвестиции и экосистема технологического предпринимательства». Брошюра подготовлена специально для журналистов. Она служит и справочником, и, если это необходимо, даже учебником, вводным курсом по теме инновационной деятельности. Так что — рекомендую, мы это издание раздаем журналистам практически на всех наших пресс-мероприятиях.

И, наконец, основное. Главные знания и умения приобретаются на практике, в общении и взаимодействии с технологическими предпринимателями, экспертами, инвесторами. Поэтому просто нужно искать интересные темы и стараться сделать свою журналистскую работу максимально качественно. Со временем обязательно начнет получаться.

Есть ли журналистам о чем писать? Достаточно ли привлекательна фактура?

Писать, разумеется, есть о чем. Однако, что касается российских инноваций, то на нашем рынке есть существенный перекос. Инновационные продукты, создаваемые в России, очень редко нацелены на конечных потребителей. Их буквально можно пересчитать по пальцам одной руки. Российская инновационная продукция ориентирована в основном на бизнес (B2B) и широкой аудитории малоинтересна. Но, безусловно, интересна бизнесу. И здесь возникает та ситуация, о которой мы говорили ранее: специализированных каналов доставки информации от создателей инновационной продукции до возможных потребителей пока еще недостаточно. Поэтому продукция, полезная для тех или иных российских бизнесов и может быть даже — в глобальном масштабе, попросту остается неизвестной потенциальным потребителям. До тех пор пока тот или иной стартап, как говорится, сам не постучится в дверь.

Инновации и венчурный рынок нуждаются в отраслевой журналистике? Или им вполне достаточно немного места в деловых изданиях?

Одно другого не отменяет и не заменяет. Венчурный рынок и технологическое предпринимательство — часть экономики, поэтому очевидно, что в деловых изданиях может и должно быть место, специально отведенное для них. Однако отраслевая журналистика, играющая роль эффективной площадки для взаимодействия профессионалов соответствующего рынка, просто необходима.

Отраслевая журналистика безусловно является частью экосистемы, отрасли. При этом отрасль должна знать и понимать, какая журналистика ей нужна, сколько, как и за что отрасль готова платить за информацию. Готов ли инновационно-венчурный рынок к отраслевой журналистике?

Вы совершенно верно заметили, что инновационная журналистика — часть экосистемы технологического предпринимательства и венчурного бизнеса. Объем этого рынка пока не очень велик. Поэтому нам понятны трудности, которые испытывают и отдельные журналисты, и целые СМИ, пытающиеся работать в этой тематике, так как в отрасли попросту еще совсем немного денег. Но ситуация постепенно меняется к лучшему. Плюс мы стараемся поддерживать СМИ, важные для формирующейся экосистемы. Например, первая одобренная инвестиция «Инфрафонда РВК» будет направлена в «Бизнес-журнал» — яркий пример СМИ, выбравшего инновационную тематику одним из основных направлений своего развития. Также упомяну тематические спецпроекты, реализуемые РВК в партнерстве с ведущими деловыми СМИ страны.

Какие у вас ожидания от конкурса инновационной журналистики в этом году?

Первый конкурс «Инновации в России глазами журналистов — 2011», завершившийся в мае этого года, продемонстрировал хорошие результаты. За период с декабря 2010 по март 2011 года было получено 146 конкурсных работ из 7 федеральных округов, о конкурсе вышло 375 публикаций в СМИ. На качественном уровне, анализируя итоги конкурса, мы пришли к следующим выводам: во-первых, он показал наличие профессионального сообщества журналистов, пишущих на тему инноваций; во-вторых, востребованность инновационной журналистики не подлежит сомнению; в-третьих, существует необходимость проведения подобных мероприятий в будущем.

В этом году у нас конкурс немного изменился. Прежде всего, мы стараемся сделать его более интересным для региональных СМИ. У СМИ федерального уровня намного проще доступ к информации и ярких тем для освещения обычно предостаточно. В регионах совсем другая ситуация. Там существуют и технологические бизнесы, и инновации, однако до сих пор именно в региональных СМИ местная деятельность в этом направлении получает весьма и весьма скромное освещение. Поэтому в продвижении конкурса приоритет отдается региональным СМИ. Мы несколько расширили в новом конкурсе и количество номинаций. Раньше основных номинаций было восемь, сейчас их десять. Появились также спецноминации отраслевой направленности, которые впервые были заявлены еще на предыдущем конкурсе. Сейчас их будет существенно больше.

В целом, наши ожидания просты, но достаточно амбициозны: мы надеемся на еще большее число участников конкурса; на множество качественных, интересных работ, поданных на конкурс; на расширение географии конкурса, а также на существенное увеличение числа партнеров. Мы уверены, что конкурс «Инновации в России глазами журналистов — 2012» сыграет свою роль в развитии журналистики инноваций. Ведь она — важнейшая часть экосистемы технологического предпринимательства в России.

Источник:

Автор публикации: Евгений Савин, 

http://www.rusventure.ru/

Яндекс.Метрика

Рынок недвижимости - про лучшие объекты и компании 2023 года!