О симптомах его нарастания с 2011 года постоянно предупреждал член Совета НОСТРОЙ Владимир Бланк , а на VI Съезде НОСТРОЙ уже даже не предупреждал, а бил в тревожный набат Сергей Петров, выставивший тогда свою кандидатуру на пост президента Национального объединения строителей.
Тогда же СРО-сообществом была предпринята попытка самоочищения – Съезд сформировал специальную комиссию, задачей которой поставил проведение анализа негативных фактов, проявившихся в работе Национального объединения и вызывавших, мягко говоря, недоумение в профессиональной среде.
Комиссия наделала много шума. И хотя работа ее проходила в условиях сильного противодействия со стороны проверяемого Михаила Викторова, никогда ничего не замечающего главного ревизора Любови Аристовой и все отрицающего небожителя Ефима Басина. Работа комиссии была искусственно прервана 13 декабря 2012 года решением Совета и, по большому счету, не была доведена до абсолютной, финальной точки, более того – результаты ее работы даже не опубликовали.
Однако даже мизерная часть материалов Комиссии, ставшая доступной широкой публике (в том числе благодаря нашей книге «Конфликт интересов», вызвала такой широкий резонанс, что само словосочетание конфликт интересов прочно вошло в лексикон саморегулирования. Из НОСТРОЙ 21 февраля уже этого года с треском была изгнана предприимчивая команда Михаила Викторова, а на пост руководителя Аппарата волей президента Басина и при жесточайшем сопротивлении членов Совета был вознесен Илья Пономарев.
Всего через месяц с небольшим VII Съезд НОСТРОЙ собрался в Барнауле с ощущением возникшей турбулентности, в потоке вихрей и надежд на грядущие позитивные перемены. Прилетевшие в Барнаул (подчеркнем – на одном частном самолете) президент НОСТРОЙ Ефим Басин, депутаты Госдумы Сергей Петров и Виталий Южилин, Владимир Бланк и Илья Пономарев дружно пытались утихомирить брожения в среде саморегуляторов. Именно их скоординированными действиями с почетом была отправлена в отставку глава Ревизионной комиссии Любовь Аристова и перевыбрана вся Ревкомиссия. Именно на счету этой «великолепной пятерки» продавливание начала работы над новым Уставом, обнародование результатов работы Комиссии, принятие сметы и отстаивание (несмотря на крики из зала) существующего размера членских взносов.
Любопытно было из зала наблюдать сидящего в президиуме Съезда президента Басина, зажатого с обеих сторон, словно церберами, депутатами Южилиным и Петровым. После нескольких лет опозиционных баталий в Совете несколько необычно в кулуарах Съезда смотрелись Илья Пономарев и Владимир Бланк, спокойно в деловом тоне обсуждавшие текущие проблемы... Казалось, что вот сейчас, прямо на Съезде наконец-то действительно рождается сообщество, свободное от жестких противостояний и готовое вырабатывать общие позиции по сохранению и совершенствованию саморегулирования.
И наш сайт писал на эту тему полные надежд статьи, и делегаты от саморегулируемых организаций возвращались с Алтая с верой пусть не в бесконечно светлое, но все же в благополучное будущее системы строительных СРО. Началась работа над новым Уставом НОСТРОЙ, освежилась его Ревизионная комиссия – и это были только первые шаги, а дальше процесс пойдет, саморегулирование наполнится новыми смыслами и ценностями. Так хотелось верить в ту пору.
Но эта своего рода реформаторская эйфория продолжалась недолго. Едва миновала пора летних отпусков, как в СРО-сообщество пришло понимание, что по большому счету ничего в НОСТРОЙ не меняется. Вернее, перемены есть, но они происходят только в худшую сторону и совсем не отвечают съездовским ожиданиям. К середине осени дошло до того, что неповоротливость, а вернее – откровенное бездействие команды Ефима Басина и Ильи Пономарева поставило НОСТРОЙ на краю пропасти. Ефим Басин, похоже, безнадежно превратился в «олимпийца» и поглощен только миллиардами и проблемами своего «ИнжТрансСтроя». А Илья Пономарев каждый день исправно ходит на работу, с заметным даже со стороны удовольствием участвует в публичных мероприятиях, путешествует по заграницам. Оба наших героя в один голос заклинают сообщество: у нас саморегулирование состоялось и все хорошо, разве что только«коммерсанты» злые вредят.
Может быть, у Ефима Басина действительно состоялось саморегулирование. Совет он контролирует, вице-президентов (кроме «атомного» Виктора Опекунова) тоже, руководитель Аппарата под присмотром Ларисы Бариновой и ничего безодобрямса Басина сделать не может – настоящее саморегулирование! Но если посмотреть на цифры отчетов, то похвастаться НОСТРОЙ, собственно, нечем. Назначенная барнаульским Съездом глава Ревизионной комиссии НОСТРОЙ Ирина Кузьма представила честные цифры, свидетельствующие о полной катастрофе, фактическом параличе Национального объединения строителей. За девять месяцев года смета Объединения освоена всего примерно на 30%, причем по основным направлениям работа вообще практически не велась: реализация планов замерла на отметке 15-17% - и это в сумме за три квартала года! Зато зарплата, которая в три раза выше министерской, и содержание Аппарата оплачены сполна, да еще и на премии Аппарату зарезервировано аж 30 млн рублей, более 5 млн из которых уже выплачены.
Совет попытался было промолчать, но тут грянул гром, откуда не ждали – со стороны «младшего братика» НОСТРОЙ - «смежного» Нацобъединения изыскателей. Потратившись дважды на коммерческие публикации в «Коммерсанте» (они обошлись примерно по полтора миллиона за каждую), президент координационного совета СРО «АИИС» Михаил Богданов не просто отправил в тяжелый нокдаун президента НОИЗ Леонида Кушнира и, но и «достучался до небес». Сомнительными успехами Национальных объединений СРО (причем не только изыскателей, но и всех, занятых в строительном процессе – и НОСТРОЙ, и НОП) заинтересовалось правительство.
Минрегион в лице замминистра Сергея Дарькина уже пригрозил и Леониду Кушниру с его НОИЗ и величайшей техрегуляторше Ларисе Бариновой с ее ТК 465, да и остальным откровенно пожелал: саморегулироваться надо, господа саморегуляторы, работать, а не президентские стулья просиживать.
А вести из Дома правительства и из-за зубцов Кремля недвусмысленно говорят о том, что в скором времени «генералам саморегулирования» предстоит держать ответ на самом высоком уровне. О возможной реакции на такие достижения Национальных объединений СРО прямой намёк со свойственным ему юмором дал президент страны Владимир Путин. Недавнее его «секир башка» относилось не только к сфере ЖКХ (куда, скорее всего, правительство уже не решится прививать систему саморегулирования), но и к другим отраслям, включая строительную.
Эксперты нашего сайта неоднократно били тревогу, отмечая, что «саморегулирование по Басину» зашло в откровенный тупик и его ждет апокалипсис. В канун «судного дня» мы решили рассмотреть несколько сценариев – каким образом государственная власть может переломить кризис в строительном саморегулировании?
В каждом из вариантов мы искали ответы на четыре вопроса:
1) Какой путь из кризиса может быть выбран?
2) Что в таком случае произойдет с Национальными объединениями СРО?
3) Что станет с компенсационными фондами СРО?
4) Какова судьба самих СРО?
При рассмотрении возможных сценариев мы не брали на себя функции прорицателей, а лишь ориентировались на наиболее реальные и простые с точки зрения властей варианты с минимумом политических и экономических рисков.
Вариант I: Лицензирование+Национализация
1. Возвращается система лицензирования, для этого:
- создается автономное учреждение Федеральный лицензионный центр как орган выдачи лицензий;
- все допуски автоматически меняются на лицензии на срок два-три года.
2. Федеральному лицензионному центру от Национальных объединений передается все имущество (в том числе – финансовые ресурсы), а Национальные объединения СРО ликвидируются.
3. В лицензионный центр от СРО передаются компенсационные фонды. Автономное учреждение гарантирует ответственность по выданным лицензиям средствами компенсационных фондов. Средства размещаются либо на депозитах, либо управляются какой-нибудь госкомпанией , например по аналогии пенсионным деньгами – ВЭБ.
4. СРО остаются на усмотрение их членов – делайте с ними, что хотите. Возможно, часть СРО трансформируется в филиалы Федерального лицензионного центра.
Вариант II: Госкорпорация+национализация
1. Создается государственная корпорация (по аналогии с АИЖК или фондом РЖС), на которую возлагается обязательное страхование рисков строителей, изыскателей проектировщиков а может и застройщиков. Госкорпорация по страхованию строительных рисков остается в ведении Минрегиона. Нынешние допуски трансформируются в страховки, и они обязательны для ведения опасных работ.
2. Госкорпорации от Национальных объединений передаются имущество и финансы, после чего Нацобъединения ликвидируются.
3. Госкорпорация получает на свои счета средства компенсационных фондов СРО, которые используются в качестве резервов для оплаты страховых соучаев.
4. Сами СРО остаются их членам и могут выступать агентами Госкорпорации (например, так же, как региональные операторы у АИЖК).
Вариант III: Огосударствление Национальных объединений СРО
1. Минрегионразвития начинает регулировать деятельность Нацобъединений через механизм координационного совета при Минрегионе и через своих представителей в Советах объединений. В остальном внешне все остается как прежде, только все нацобъединения свои планы будут согласовывать в Минрегионе и перед ним же и отчитываться.
2. Деньги и имущество Национальных объединений получают особый режим регулирования и будет под жестким контролем государства через своих представителей в Советах.
3. Компенсационные фонды СРО переводятся в Банк России, казначейство или ВЭБ.
4. СРО остаются их членам.
Вариант IV: Оздоровление (почти фантастический)
1. Саморегулирование начнет полноценно работать.
2. Члены Национальных объединений без внешнего вмешательства примут новые Уставы, устранят конфликты интересов, снимут своих бездействующих руководителей и изберут новых руководителей и начнут работать в интересах строительной отрасли.
3. Компенсационные фонды останутся в саморегулируемых организациях.
4. СРО будут работать.
Возможно, вы готовы подсказать другие сценарии, мы будем рады обсудить их с вами на нашем сайте. Из рассмотренных же нами вариантов нетрудно определить те, что наиболее реалистичны при сохранении нынешнего катастрофического состояния дел в Национальных объединениях. Сегодняшнее бездействие Нацобъединний ведет к потере авторитета саморегулирования и в конечном итоге – большое количество людей потеряет нынешнюю работу и ставшие привычными блага.
Вы спросите – что делать? Все очень просто. Нацобъединениям нужны:
- президенты как единоличные исполнительные органы, работающие на постоянной профессиональной основе и несущие всю полноту ответственности за результаты работы;
- советы как коллегиальные органы;
- запрет на совмещение должности президента и руководителя Совета;
- запрет на деятельность с конфликтом интересов;
- наконец, новые руководители.
Но главное – Национальные объединения должны не только собирать взносы и финансировать все, что в голову придет, а начать исполнять функции, предусмотренные Градостроительным кодексом и достигать им же определенных целей.
Да, это политика, и большинство не любит ей заниматься. Но если вы ей не займетесь – она очень скоро займется и вами, и вашими СРО, офисами, зарплатами, машинами и т.п.
Выбор за вами, господа саморегуляторы, впереди у вас осенние конференции, потом возможно внеочередной Съезд – сами подбирайте себе подходящий сценарий апокалипсиса.
Вместе с вами мы за саморегулирование, за НОП, НОИЗ и НОСТРОЙ.
Авторство и источник - http://zanostroy.ru/ - Ваш ЗаНоСтрой.РФ